Как открыть продуктовый магазин

Рассмотрим, что нужно, чтобы открыть рентабельный продуктовый магазин с площадью 100 кв. м (из них на торговую зону приходится 70). Расположение торговой точки в спальном районе города, режим работы – с 9.00 до 22.00 ежедневно. Ориентация на 500 покупателей в день со средним уровнем дохода, каждый из которых делает покупку на 200 рублей (минимальная сумма чека).
Требования к помещению
Для небольшого магазина продуктов достаточно помещения в 100 кв. метров. При этом 70 кв. м отводится на торговую зону, остальное приходится на склады и подсобные помещения.
Стоимость аренды зависит во многом от места расположения. В среднем обходится в 350-400 тысяч в месяц (вместе с коммунальными платежами).
Планируя ремонт, имеет смысл договориться с арендодателем, чтобы стоимость ремонта входила в счет оплаты.
Ремонт потребуется по следующим причинам:
чтобы привести помещение к стандартам СЭС и пожарного надзора;
косметический ремонт торгового зала привлечет покупателей.
Планировка
Что касается планировки расположения стеллажей, то многое зависит от способа торговли.
Если вы разрабатываете бизнес-план продуктового магазина с самообслуживанием, имейте в виду, что он окупается быстрее, чем розничная торговля через прилавок.
Но самообслуживание требует либо наличия охранника, либо видеокамер. Чтобы обезопасить себя от возможного воровства, лучше часть товаров выложить для общего доступа, а более ходовыми продуктами торговать через прилавок.
Для расположения товаров на прилавках, выгоднее воспользоваться услугами профессионального мерчендайзера. Достаточно приглашать специалиста раз в месяц – как только поступают новые товары.
На площади в 70-80 кв.м следует расположить 450-500 наименований товара. Удобнее всего это делать по секциям: гастрономия, бакалея, хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясо и колбасы, алкогольные и безалкогольные напитки. Не помешает и стеллаж с непродовольственными, сопутствующими товарами (туалетная бумага, бытовая химия, спички, косметические средства, корм для животных).
Главная статья расходов
Это оборудование. Вам потребуются для начала:
2 холодильных шкафа – по 100 тысяч рублей;
1 морозильный шкаф – 150 тысяч;
2 шкафа-витрины – по 80 тысяч;
3 электронных весов – по 50 тысяч;
стеллажи и полки – до 200 тысяч;
2 кассовых аппарата – по 25 тысяч;
доски и ножи для разделки продукции, емкости для хранения продуктов – до 80 тысяч
Итого: около 700 тысяч рублей.
Лучше сразу выбирать надежные фирмы-производители. Несколько холодильников и витрин можно приобрести бесплатно – речь идет о рекламных холодильниках поставщиков напитков и мороженого.
Для начинающих бизнесменов хороший вариант – приобретение оборудования в рассрочку или поиск инвестиций (для этого придется составить очень подробный бизнес-план магазина продуктов).
Поставщики, и как с ними работать
Как правило, при грамотной рекламе поставщики сами найдут вас. Выбирайте тех, чья продукция пользуется спросом. Научитесь договариваться о возможных возвратах, о рассрочке, о доставке. Для магазина с 500 наименованиями товаров потребуется не менее 40 поставщиков.
По началу придется работать по предоплате.
Формируйте свою положительную кредитную историю. Если вы вовремя будете производить расчеты, то в дальнейшем легко наладить торговлю «под реализацию».
Не забывайте требовать сопутствующие документы на товар: сертификаты качества, накладные, свидетельства.
Ассортиментная карта
Что предложить покупателям? Этот вопрос является ключевым в открытии собственного продуктового магазина.
Необходимо произвести «разведку местности»:
Какое население живет в округе?
Кого больше — пенсионеров или молодежи?
Ориентируйтесь и на планку доходов. Предлагая элитный товар в районе, где живут люди со средним достатком, вы неизменно прогорите. То же касается и «дешевых» товаров в элитном районе города.
Ассортимент продуктов
Не перевоспитывайте людей – дайте им то, что нужно.
Ассортимент можно менять в зависимости от сезона. Летом добавить свежих овощей и фруктов, осенью – овощи по оптовым ценам.
Не существует универсальной ассортиментной карты — во многом спрос будут регулировать сами покупатели. Опытный товаровед, проанализировав 2-3 месяца работы торговой точки, поможет составить оптимальное соотношение товаров.
Найм персонала
Первый человек в штате – квалифицированный управляющий. Если вы новичок в сфере торговли, то найти такого специалиста – настоящая удача. В его обязанности будет входить учет товаров, договоры с поставщиками, оптимизация торговли.
Что касается продавцов, то лучше выбирать тех, кто имеет опыт работы в сфере торговли. Обязательное условие – наличие санитарной книжки. Продавцы должны уметь обращаться с весами и кассовым аппаратом. Для небольшого магазина достаточно 6-8 продавцов (по 3-4 человека на смену).
От вас потребуется постоянный контроль работы персонала:
Во-первых, так легче отследить поток покупателей, что немаловажно для составления планов закупки товаров.
Во-вторых, вы сможете наблюдать работу продавцов, следя за тем, чтобы обслуживание проводилось на высшем уровне — быстро, предельно корректно, вежливо и тактично.
Хороший продавец способен превратить покупателей в постоянных, и наоборот — грубость оттолкнет потенциальных покупателей навсегда.
Заработная плата: для продавцов удобнее установить стабильную оплату труда (размер зависит от района).
Управляющему можно для начала предложить стабильный доход, а через 2-3 месяца и 2-2,5% от выручки.
Как обойти конкурентов
Продуктовый магазин как бизнес может быть успешным даже при наличии поблизости больших конкурентов. Просто следуйте нижеследующим рекомендациям.
Открытие магазина
Не тратьте времени и денег на бездумную надпись «Мы открылись». Лучше напишите, зачем вашим покупателям нужно приходить именно к вам.
В день открытия можно устроить праздник с привлечением местных СМИ. Безусловно, разовые акции и скидки первым покупателям. Произвести хорошее первое впечатление – главная задача.
Лучшие предложения
Пройдитесь по соседним магазинам продуктов, составьте список товаров, который предлагают они.
Здесь есть два варианта обойти конкурентов: предложить больший выбор или более низкие цены. Первый путь – менее рискованный. Начинающим бизнесменам лучше не делать ставку на низкие цены, а предлагать более широкий ассортимент товаров.
Сервис
Второй нюанс, который поможет выиграть конкурентную борьбу – неизменно приветливый персонал и быстрое обслуживание. Поэтому, уделите подбору кадров – особое внимание.
Скидки и рекламные акции
В дни распродаж и в дни скидок товар раскупается лучше всего. Можно по сезону предлагать скидки, например, на овощи, кондитерские изделия или на алкогольную продукцию.
Важное условие – донести информацию о разовых скидках до потребителя. Как показала практика, наиболее действенными являются баннеры и листовки, которые раздаются в местах скопления людей. Можно подключить СМИ и интернет (хорошая реклама в социальных сетях и на городском портале).
Баннерами можно оборудовать и внутреннее помещение. Хорошо «продают» также яркие ценники с указаниями скидок.
Вывеска и витрина
Стоит потратиться на хорошую, стильную вывеску и устроить витринное окно, где будет представлен наиболее ходовой товар. Композицию на витрине лучше менять не менее 4 раз в месяц, добавляя самый спрашиваемый товар.
Создайте у покупателей привычку
Люди любят жить по привычке: ходить в одни и те же рестораны, посещать те же места, отовариваться в одном магазине.
Вам важно привлечь покупателей и сделать их постоянными. Здесь поможет такой маркетинговый ход. В дни открытия магазина можно разложить по почтовым ящикам купоны на скидку в 15%. После первой покупки предложите покупателю скидку уже в 10%, в третий раз – в 5%.
Главное условие формирования привычки, чтобы покупатель пришел не менее трех раз. Как правило, этого достаточно, чтобы закрепить привычку посещать именно ваш магазин. Далее – все зависит от качества товаров и вежливости продавцов.
Эксклюзивный товар
Предложите покупателю то, что будет только у вас. Например, свежая выпечка, домашняя сметана, «живое» пиво. Найдите то, что будет очень вкусным и/или очень качественным.
Информация о таком товаре распространяется по «сарафанному радио». Угадаете с эксклюзивом – поток покупателей обеспечен.
Дегустация
Устройте дегустацию, к примеру, сортов сметаны, напитков или кондитерских изделий. При некоторых затратах такая акция способна прибавить до 15 % постоянных посетителей.
Действуйте от обратного
Если рядом расположен крупный супермаркет, в котором основные товары представлены широко, то имеет смысл постепенно превращать свой магазин в узкоспециализированный. Выясните, чего нет в супермаркете, и что вы можете предложить в большем ассортименте. Порой это помогает соперничать даже с раскрученными сетями.
Финансовый итог
Общая сумма затрат составляет 1 млн рублей.
Среднемесячная выручка – 700 тысяч рублей.
Средняя наценка на товары – 30%. На продукты питания – до 20%, на алкогольную и табачную продукцию – до 100%.
Чистая прибыль – 65 тысяч рублей.
Окупаемость – 9 месяцев.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *